понедельник, 13 сентября 2021 г.

Роль родителей в обучении и развитии детей с нарушением слуха.

 

Роль родителей в обучении и развитии детей с нарушением слуха.

  Статья написана по материалам сурдопедагога Суховой О.А.

  Для овладения любыми навыками важна регулярность. Родители находятся со своими детьми, практически, всё время. Они гуляют, читают, занимаются изо дня в день со своим ребёнком, а значит при правильном общении и организованных занятиях,  являются главными помощниками в развитии ребёнка.

  В настоящее время, благодаря ранней диагностике нарушений слуха, благодаря современным слуховым аппаратам и кохлеарной имплантации, появилась возможность развивать речь ребенка максимально естественным путем - через слуховое восприятие. Благодаря слуху, ребенок учится обращать внимание на звуки, накапливает словарь, контролирует свою речь.

Как развивается речь посредством слуха и слухового восприятия?

•Диагностика (необходимо знать вид нарушения слуха и степень)

•Компенсация нарушения слуха (Слуховые аппараты или кохлеарная имплантация)

•Ребенок обращает внимание на звуки, учится их различать.

•Накапливает слуховые образы неречевых и речевых звуков, словарь

•Появляется звукоподражание

•Развивается фонематическое восприятие

•Слуховой контроль голоса. Слуховой самоконтроль.

•Не менее важна мотивация, переключаемость, моторное планирование и речевое дыхание.

•Но в основе развития речи - возможность слышать и умение слушать.

  Получается, что самое главное - это возможность услышать. Поэтому важно не пропустить нарушение слуха и вовремя компенсировать проблемы со слухом.

1. Скрининг новорожденных в роддоме.

2. Объективные и субъективные обследования слуха по показаниям.

  Важно, чтобы у ребенка была возможность максимально качественно слышать.

•Для этого родители должны регулярно посещать сурдолога для настройки слуховых аппаратов или речевого процессора кохлеарного импланта.

•Посещать ЛОР врача при отитах, туботитах, евстахеитах, аденоидитах.

•Следить за качеством работы аппаратов или кохлеарного импланта.

Что может ухудшить качество передаваемых звуков в ТСР?

•Конденсат в звуководе СА, трубочка потеряла гибкость.

•Вкладыш для правого уха надели на левый  аппарат, вкладыш для левого уха надели на правый аппарат. 

•Не свистит ли аппарат?  Если свистит надо искать причину.

•Батарейки должны стоять воздушно-цинковые. Не стоит  использовать часовые батарейки.

•Не села ли батарейка, не разряжен ли аккумулятор? Работает ли аппарат?

•Узнать у сурдолога как проверить работу микрофонов.

•Регулярно менять ушные вкладыши.

•Регулярные настройки.

  Для успеха любого дела важна регулярность. Если ребенок занимается  с педагогом 2-3 раза в неделю, а дома не отрабатывает полученные навыки, не налажено правильное общение с семьей и быт, результат будет минимальный. Даже если педагог сильный и ребенок хорошо занимается с ним.

Правила правильного общения.

1. Не допускайте постоянного фонового шума в квартире (телевизор, радио);

2. Привлекайте внимание к звукам. Показывайте источник звука;

3. Следите за тем, что заинтересовало ребенка, подхватывайте это, помогайте удержать внимание, рассказывайте о заинтересовавшем звуке, действии  и предмете;

4. Говорите четко. Активная мимика, артикуляция, интонация помогут ребенку удержать внимание и понять смысл;

5. Постоянно стимулируйте самостоятельное высказывание. Делайте паузу в диалоге;

6. Уходите от стереотипов и шаблонов;

7. Читайте ребенку регулярно. Приучайте слушать книги;

6. Естественные жесты помогут ребенку понять обращенную речь. Со временем убирайте естественные жесты, давая ребенку возможность опираться только на слух;

7. Начинайте с простых инструкций, постепенно переходите к двухступенчатым инструкциям и нестандартным  просьбам.

Режимные моменты присутствуют в жизни ребенка каждый день. Поэтому у родителей есть возможность отрабатывать словарь, работать над пониманием обращенной речи, развивать слуховое восприятие регулярно.

Прогулка.

•Распечатать (нарисовать, взять из пособия "Слушать интересно") иллюстрации к звукам, которые  можно услышать на улице.

•Отрабатывать знакомый и незнакомый речевой материал в шуме.

•Стимулировать активную речь, звукоподражания (кач-кач, оп, мяу).

•Работать над различением на слух и выполнением инструкций (Качай, стучи, беги, стой).

•Закреплять словарь. Учить цвета, глаголы и т.д.

Игры.

•Учить обращать внимание на звуки и удерживать его.

•Учить узнавать и распознавать звуки и слова.

•Различать на слух инструкции и выполнять их.

•Находить игрушку по описанию.

•Работать над пониманием вопросов и многое другое.

Специальные занятия.

•Необходимо регулярно выполнять задания, которые задает сурдопедагог.

•Завести словарь. Планировать, какие слова необходимо выучить, отмечать успехи.

•Речевой дневник.  Какие слова появились в активной речи.

•Книжки самоделки.

Организация рабочего места.

•Чистый стол.

•Свет.

•Устранение реверберации (ковер, шторы).

•Возможность сидеть так, чтобы ребенок видел ваше лицо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международный день жестовых языков.

  Международный день жестовых языков.   В мире 23 сентября отмечался Международный ден...