Коррекционные группы в нашем саду посещают глухие и слабослышащие дети. В детском саду и в повседневной жизни дети пользуются слуховыми аппаратами заушного типа и кохлеарными имплантами. В обучении с такими детьми используется звуко-усиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования Верботон и вибростол с вибраторами для лучшего восприятия и усвоения звуков речи.
Основная
задача, которая ставится в детском саду при обучении неслышащих дошкольников -
это формирование устной речи как средства общения. Речь формируется на основе
подражания. Особенностью обучения детей с нарушением слуха является опора на
письменную речь (использование табличек). При работе с такой категорией
дошкольников, обучение строится с учетом их возрастных и психофизических
особенностей.
Основная
задача, которая ставится в детском саду при обучении неслышащих дошкольников -
это формирование устной речи как средства общения. Речь формируется на основе
подражания. Особенностью обучения детей с нарушением слуха является опора на
письменную речь (использование табличек). При работе с такой категорией
дошкольников, обучение строится с учетом их возрастных и психофизических
особенностей.
На
современном этапе, обучение предусматривает ежедневный поиск новых методов и
форм организации обучения. Одной из таких форм для нас стала мультипликация и
работа в мультстудии «Мой мир», которая есть в нашем детском саду. Наглядность
– важнейшая составляющая в обучении детей
с нарушением слуха, а мультфильмы, то что любят и знают малыши в доступной и
занимательной форме позволяют донести до
наших детей и закрепить необходимый речевой материал. В процессе создания
мультфильмов у детей развиваются сенсомоторные качества (мелкая моторика, восприятие
пропорций, особенности объемной и плоской формы, пространственные отношения), а
главное, пополняется и активизируется словарь и слуховое восприятие. В мультстудии дети не только творят, но и
учатся взаимодействовать друг с другом, учаться быть чувствительными и
эмоционально отзывчивыми, толерантными и
эмпатичными. Это важно для таких детей, т.к. у большинства из них есть
нарушение эмоционально-волевой сферы.
Творению
самого мультфильма предшествует большая предварительная работа с нашими детьми.
Это и беседа по данной теме, рассматривание предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций, презентаций, отработка словаря, изготовление атрибутов. В нашем
опыте есть три проекта, конечным продуктом которых стало создание мультфильмов. Одним из первых наших опытов – это было создание небольшого мультфильма к чемпионату мира
по футболу. Мы его так и назвали: «Футбол». Наши дети совместно со взрослыми помогали
изготавливать фон к мультфильму. В процессе съёмки передвигали фигурки. И потом
с удовольствием наблюдали результат совместной работы.
Следующий
проект был посвящён обучению неслышащих дошкольников правилам дорожного движения.
Основные задачи этого проекта – знакомство с правилами, отработка тематического
словаря по данной теме, дети учились выражать свои эмоции и воспринимать
эмоциональное состояние людей, окружающих его в конкретной ситуации. В
предварительной работе детей проводились подвижные, сюжетно-ролевые и
дидактические игры по данной теме. В этом мультфильме использовался лего
конструктор и дети активно помогали строить дороги, дома из конструктора.
Итогом данного проекта стало создание мультфильма: «Пешеходный переход».
Итогом данного проекта стало создание мультфильма: «Пешеходный переход».
И
наконец, проект: «Насекомые». Целью этого
проекта являлось формирование способности понимать и любить окружающий мир,
бережно к нему относиться, пополнить и активизировать словарь детей по данной
теме. В процессе проекта был использован познавательный материал, показанный в
презентациях на интерактивной доске, использовались обучающие интерактивные
игры на большом планшете; инсценировалась сказка-мюзикл «Муха –Цокотуха».
С детьми рассматривались
насекомые в группе, проходили наблюдения за ними на улице. Совместно с детьми
изготавливались атрибуты для мультфильма: дети лепили и вырезали цветы,
раскрашивали фоны. Дети с нарушением слуха выполняли все эти этапы создания
мультфильма, конечно, под контролем взрослых, но делали они это с большим
интересом и удовольствием.
В
создании этого мультфильма принимали участие старшие дети коррекционных групп с
нарушением слуха и ребёнок общеразвивающей группы, а также педагоги и
воспитатели. На озвучивание мультфильма была приглашена девочка из
общеразвивающей группы. Мы пытались озвучить своими силами с помощью
слабослышащих детей, но у нас пока не получилось в виду особенностей наших
дошкольников, речевых и эмоциональных. Но будем в дальнейшем работать над
этим.
Конечным
продуктом этого проекта стало создание мультфильма: «Не обижай лесных
насекомых!».
Наши выпускники идут не только в
специализированные школы для детей с нарушением слуха, но и в речевые и
массовые школы. Для детей с нарушением слуха очень важен психологический
аспект: как неслышащий ребёнок социализируется в среду слышащих, как его примут
одноклассники и учителя. Мультстудия способствует социализации наших детей. В
нашем детском саду сформирована интегрированная образовательная среда, где
дошкольники коррекционных групп вместе со сверстниками групп общего развития принимают
участие в совместных мероприятиях: праздниках, спортивных соревнованиях,
драматизациях сказок, взаимодействуют в разных проектах, в том числе и в Мультстудии.
Дети учатся вместе общаться, играть, вести совместную деятельность. Мы с
уверенностью можем сказать, что в процессе создания авторских мультфильмов
дошкольники не только развивают речь, они получают социальный опыт, столь
важный для дальнейшего обучения в школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий