четверг, 29 октября 2020 г.

Новые методы и формы организации обучения дошкольников с нарушением слуха в условиях Мультстудии.

                    
   Коррекционные группы в нашем саду посещают глухие и слабослышащие дети. В детском саду и в повседневной жизни дети пользуются слуховыми аппаратами заушного типа и кохлеарными имплантами. В обучении с такими детьми используется звуко-усиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования Верботон и вибростол с вибраторами для лучшего восприятия и усвоения звуков речи.
   Основная задача, которая ставится в детском саду при обучении неслышащих дошкольников - это формирование устной речи как средства общения. Речь формируется на основе подражания. Особенностью обучения детей с нарушением слуха является опора на письменную речь (использование табличек). При работе с такой категорией дошкольников, обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей.
   Основная задача, которая ставится в детском саду при обучении неслышащих дошкольников - это формирование устной речи как средства общения. Речь формируется на основе подражания. Особенностью обучения детей с нарушением слуха является опора на письменную речь (использование табличек). При работе с такой категорией дошкольников, обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей.
   На современном этапе, обучение предусматривает ежедневный поиск новых методов и форм организации обучения. Одной из таких форм для нас стала мультипликация и работа в мультстудии «Мой мир», которая есть в нашем детском саду. Наглядность – важнейшая составляющая в обучении  детей с нарушением слуха, а мультфильмы, то что любят и знают малыши в доступной и занимательной форме позволяют  донести до наших детей и закрепить необходимый речевой материал. В процессе создания мультфильмов у детей развиваются сенсомоторные качества (мелкая моторика, восприятие пропорций, особенности объемной и плоской формы, пространственные отношения), а главное, пополняется и активизируется словарь и слуховое восприятие.  В мультстудии дети не только творят, но и учатся взаимодействовать друг с другом, учаться быть чувствительными и эмоционально отзывчивыми, толерантными и  эмпатичными. Это важно для таких детей, т.к. у большинства из них есть нарушение эмоционально-волевой сферы.
  Творению самого мультфильма предшествует большая предварительная работа с нашими детьми. Это и беседа по данной теме, рассматривание предметных и сюжетных картинок, иллюстраций, презентаций, отработка словаря, изготовление атрибутов. В нашем опыте есть три проекта, конечным продуктом которых стало создание мультфильмов.        Одним из первых наших опытов – это было создание  небольшого мультфильма к чемпионату мира по футболу. Мы его так и назвали: «Футбол». Наши дети совместно со взрослыми помогали изготавливать фон к мультфильму. В процессе съёмки передвигали фигурки. И потом с удовольствием наблюдали результат совместной работы.   
  Следующий проект был посвящён обучению неслышащих дошкольников правилам дорожного движения. Основные задачи этого проекта – знакомство с правилами, отработка тематического словаря по данной теме, дети учились выражать свои эмоции и воспринимать эмоциональное состояние людей, окружающих его в конкретной ситуации. В предварительной работе детей проводились подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры по данной теме. В этом мультфильме использовался лего конструктор и дети активно помогали строить дороги, дома из конструктора. 
  Итогом данного проекта стало создание мультфильма: «Пешеходный переход». 
  И наконец, проект: «Насекомые».  Целью этого проекта являлось формирование способности понимать и любить окружающий мир, бережно к нему относиться, пополнить и активизировать словарь детей по данной теме. В процессе проекта был использован познавательный материал, показанный в презентациях на интерактивной доске, использовались обучающие интерактивные игры на большом планшете; инсценировалась сказка-мюзикл «Муха –Цокотуха». 
  С детьми рассматривались насекомые в группе, проходили наблюдения за ними на улице. Совместно с детьми изготавливались атрибуты для мультфильма: дети лепили и вырезали цветы, раскрашивали фоны. Дети с нарушением слуха выполняли все эти этапы создания мультфильма, конечно, под контролем взрослых, но делали они это с большим интересом и удовольствием. 
  В создании этого мультфильма принимали участие старшие дети коррекционных групп с нарушением слуха и ребёнок общеразвивающей группы, а также педагоги и воспитатели. На озвучивание мультфильма была приглашена девочка из общеразвивающей группы. Мы пытались озвучить своими силами с помощью слабослышащих детей, но у нас пока не получилось в виду особенностей наших дошкольников, речевых и эмоциональных. Но будем в дальнейшем работать над этим. 
Конечным продуктом этого проекта стало создание мультфильма: «Не обижай лесных насекомых!». 

  Наши выпускники идут не только в специализированные школы для детей с нарушением слуха, но и в речевые и массовые школы. Для детей с нарушением слуха очень важен психологический аспект: как неслышащий ребёнок социализируется в среду слышащих, как его примут одноклассники и учителя. Мультстудия способствует социализации наших детей. В нашем детском саду сформирована интегрированная образовательная среда, где дошкольники коррекционных групп вместе со сверстниками групп общего развития принимают участие в совместных мероприятиях: праздниках, спортивных соревнованиях, драматизациях сказок, взаимодействуют в разных проектах, в том числе и в Мультстудии. Дети учатся вместе общаться, играть, вести совместную деятельность. Мы с уверенностью можем сказать, что в процессе создания авторских мультфильмов дошкольники не только развивают речь, они получают социальный опыт, столь важный для дальнейшего обучения в школе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международный день жестовых языков.

  Международный день жестовых языков.   В мире 23 сентября отмечался Международный ден...