Готовность детей с
нарушением слуха к обучению в массовой школе.
Для свободного
усвоения школьной программы наравне со слышащими детьми общее развитие ребенка с нарушением слуха
должно приближаться или соответствовать норме.
При этом готовность не слышащего ребенка к
поступлению в массовую школу не зависит напрямую от состояния слуховой функции.
Основная роль в успешности обучения
принадлежит высокому уровню развития речи.
При поступлении в
массовую школу в отношении глухих и слабослышащих нужен глубокий анализ развития
речи, позволяющий определить уровень речевой готовности ребенка. Это анализ
качества произношения, восприятия речи, лексическое и грамматическое развитие и
практическое владение языком.
Анализ речевого развития ребенка.
1. Анализ коммуникативной речевой функции ребенка.
а) коммуникативная активность;
б) предпочитаемый объект общения: родители, будущий учитель,
дети;
в) особенности общения;
г) сформированность диалога, монолога;
д) просодическая сторона речи;
е) использование в речи невербальных средств;
ж) виды высказываний, наличие аграмматизмов, лексика.
Обследование речевой
готовности глухого или слабослышащего ребенка к массовой школе целесообразно
проводить в течение 2 – 3 дней.
Обследование следует начинать в присутствии родителей ребенка, а затем
желательно на некоторое время остаться с ребенком наедине.
2. Помимо анализа коммуникативной речевой функции ребенка,
можно определить
Состояние речевых умений детей, необходимых для успешного совместно
со слышащим обучения:
- умение вступать в диалог и поддерживать
беседу;
- понимание текста и
построение пересказа;
- понимание
переносного значения слова;
- умение рассуждать и
аргументировать свое мнение;
- умение
дифференцировать оттенки интонации, понимать логическое ударение;
- понимание
инструкций учителя;
- умение обратиться
за помощью;
- способность
правильно использовать грамматические формы языка в спонтанном
построении фраз.
Важным показателем речевой готовности
ребенка с нарушенным слухом к массовой школе является его потребность в речевом общении с окружающими.
Анализ
беседы заключается в следующем.
1. Установление
контакта: (ребенок смотрит в глаза собеседнику, на губы
собеседника, глазами ищет
родителей или поддержку окружающих, «прячет» глаза).
2. Понимание (непонимание) обращенной речи, ответная
реакция.
3. Формирование высказывания.
4. Завершение беседы.
Вывод:
- Для ребенка с
нарушенным слухом, как и для слышащего ученика, хорошо развитая речь является
предпосылкой успешного обучения.
- При проверке
речевой готовности будущего ученика с нарушением слуха необходимо учитывать ряд
особенностей, связанных с его дефектом.
- Стандартная схема
логопедического обследования недостаточна для детей с нарушением слуха,
поступающих в массовую школу.
- Дети, у которых к началу обучения лучше развита речь в ее
коммуникативной функции, значительно лучше обучаются в равных со слышащими условиях.
При проведении
обследования речевого развития детей с нарушением слуха, поступающих в массовую
школу, следует использовать специально подобранный дидактический материал,
учитывающий психофизиологические и возрастные особенности данной категории детей.
Получаемые результаты обследования имеют большую
диагностическую значимость для дальнейшей организации коррекционной помощи
интегрированным детям в массовой школе.
Что важно знать педагогам и родителям при обучении и воспитании детей с
нарушением слуха.
1. Ученики с недостатками слуха хорошо воспринимают и
понимают обращенную речь учителя, которая
отвечает их уровню владения языком и их представлениям о себе и мире.
2. Для лучшего понимания друг друга надо всегда иметь при
себе блокнот и ручку.
Любое непонятное
высказывание, пишите.
3. После записи слова (предложения) нужно обязательно
проговорить его еще раз.
4. После этого произнести сопряжено с ребенком.
5. Ребенок должен всегда видеть лицо говорящего. Лицо говорящего должно быть хорошо освещено. Ученик с
нарушением слуха должен сидеть на первой парте. Педагог должен постоянно следить,
смотрит ли глухой на того, кто говорит, досматривает ли фразу до конца. Для этого
существуют методы сопряженного и отраженного проговаривания.
5. Контроль за пониманием предъявляемого материала
осуществляется сразу, в процессе его восприятия. Понимание текстов
становится центральной задачей любого урока. Имеется в виду как устные, так и письменные
тексты.
6. Слушая собеседника, проговаривать
одновременно с ним;
Записывая, проговаривать и слушать
себя;
Читая, слушать себя.
7. Учитель должен работать в тесном
контакте с родителями ученика – инвалида. Приглашать маму на уроки.
Речевое поведение взрослого.
- говорить разборчиво, голосом
разговорной громкости;
- когда вы говорите, не забывайте
поворачиваться к глухому лицом;
- научитесь ловить и держать его взгляд;
- повторять фразу в точности, как было произнесено в первый раз;
- быстро записывать в блокноте ученика не понятые им слова;
- выражать лицом и позой ожидания его говорения. О своем желании услышать ребенка скажите: «Не слышу».
Спасибо! А подскажите где взять этот дидактический материал для обследования речевого развития детей с нарушением слуха
ОтветитьУдалить