пятница, 29 мая 2020 г.

Готовность детей с нарушением слуха к обучению в массовой школе.



Готовность детей с нарушением слуха к обучению в массовой школе.

   Для свободного  усвоения школьной программы наравне со слышащими детьми общее развитие ребенка с нарушением слуха должно приближаться или соответствовать норме.
  При этом готовность не слышащего ребенка к поступлению в массовую школу не зависит напрямую от состояния слуховой функции. Основная роль в успешности обучения принадлежит высокому уровню развития речи.
 При поступлении в массовую школу в отношении глухих и слабослышащих нужен глубокий анализ развития речи, позволяющий определить уровень речевой готовности ребенка. Это анализ качества произношения, восприятия речи, лексическое и грамматическое развитие и практическое владение языком. 
                    
                   Анализ речевого развития ребенка.
1. Анализ коммуникативной речевой функции ребенка.
а) коммуникативная активность;
б) предпочитаемый объект общения: родители, будущий учитель, дети;
в) особенности общения;
г) сформированность  диалога, монолога;
д) просодическая сторона речи;
е) использование в речи невербальных средств;
ж) виды высказываний, наличие аграмматизмов, лексика.

  Обследование речевой готовности глухого или слабослышащего ребенка к массовой школе целесообразно проводить в течение 2 – 3 дней.  Обследование следует начинать в присутствии родителей ребенка, а затем желательно на некоторое время остаться с ребенком наедине.
2. Помимо анализа коммуникативной речевой функции ребенка, можно определить
  Состояние речевых умений детей, необходимых для успешного совместно со слышащим обучения:
 -  умение вступать в диалог и поддерживать беседу;
 - понимание текста и построение пересказа;
 - понимание переносного значения слова;
 - умение рассуждать и аргументировать свое мнение;
 - умение дифференцировать оттенки интонации, понимать логическое ударение;
 - понимание инструкций учителя;
 - умение обратиться за помощью;
 - способность правильно использовать грамматические формы языка в спонтанном построении фраз.   
     Важным показателем речевой готовности ребенка с нарушенным слухом к массовой школе является его потребность  в речевом общении с окружающими.

      Анализ беседы заключается в следующем.
1. Установление  контакта: (ребенок смотрит в глаза собеседнику, на губы собеседника, глазами ищет родителей или поддержку окружающих, «прячет» глаза).  
2. Понимание (непонимание) обращенной речи, ответная реакция.
3. Формирование высказывания.
4.  Завершение беседы.

                                                  Вывод:
 - Для ребенка с нарушенным слухом, как и для слышащего ученика, хорошо развитая речь является предпосылкой успешного обучения.
 - При проверке речевой готовности будущего ученика с нарушением слуха необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с его дефектом.
 - Стандартная схема логопедического обследования недостаточна для детей с нарушением слуха, поступающих в массовую школу.
 -  Дети, у которых  к началу обучения лучше развита речь в ее коммуникативной функции, значительно лучше обучаются в равных со слышащими  условиях.
  При проведении обследования речевого развития детей с нарушением слуха, поступающих в массовую школу, следует использовать специально подобранный дидактический материал, учитывающий психофизиологические и возрастные особенности данной категории детей.
Получаемые результаты обследования имеют большую диагностическую значимость для дальнейшей организации коррекционной помощи интегрированным детям в массовой школе.
                                                                           
         Что важно знать педагогам и родителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха.
1. Ученики с недостатками слуха хорошо воспринимают и понимают обращенную речь учителя, которая отвечает их уровню владения языком и их представлениям о себе и мире.
2. Для лучшего понимания друг друга надо всегда иметь при себе блокнот и ручку.
    Любое непонятное высказывание, пишите.
3. После записи слова (предложения) нужно обязательно проговорить его еще раз.
4. После этого произнести сопряжено с ребенком.
5. Ребенок должен всегда видеть лицо  говорящего. Лицо говорящего  должно быть хорошо освещено. Ученик с нарушением слуха должен сидеть на первой парте. Педагог должен постоянно следить, смотрит ли глухой на того, кто говорит, досматривает ли фразу до конца. Для этого существуют методы сопряженного и отраженного проговаривания.
5. Контроль за пониманием предъявляемого материала осуществляется сразу, в процессе его восприятия. Понимание текстов становится центральной задачей любого урока. Имеется в виду как устные, так и письменные тексты.
     6. Слушая собеседника, проговаривать одновременно с ним;
         Записывая, проговаривать и слушать себя;
        Читая, слушать себя.
    7. Учитель должен работать в тесном контакте с родителями ученика – инвалида. Приглашать маму на уроки.

                  Речевое поведение взрослого.
  -  говорить разборчиво, голосом разговорной громкости;                                             
  -  когда вы говорите, не забывайте поворачиваться к глухому лицом;
  - научитесь ловить и держать его взгляд;
  - повторять фразу в точности, как было произнесено в первый раз;
  - быстро записывать в блокноте ученика не понятые им слова;
  - выражать лицом и позой ожидания его говорения.  О своем желании услышать ребенка скажите: «Не слышу».


1 комментарий:

  1. Спасибо! А подскажите где взять этот дидактический материал для обследования речевого развития детей с нарушением слуха

    ОтветитьУдалить

Международный день жестовых языков.

  Международный день жестовых языков.   В мире 23 сентября отмечался Международный ден...