среда, 29 апреля 2020 г.

Консультация для родителей: Дети с нарушением слуха.


Памятка для родителей.
I. Главная задача- научить пользоваться устной речью  ребёнка с нарушением слуха так, чтобы она была максимально приближена к речи слышащих. Для того, чтобы ребёнок мог обратиться к окружающим и его поняли.
Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельно овладеть речью. По  классификации Неймана глухота делится на 4 группы по восприятию частот:
I группа – 125-250 Гц
II группа – 125-250-500 Гц
III группа – 125-250-500-1000 Гц
IVгруппа – 125-250-500-1000-2000 Гц
ТАБЛИЦА
Для разговорной речи сохранность частот 500, 1000, 2000 Гц – обязательна, снижение слуха в диапазоне для слабослышащих:
I степень до 50 Дб
II степень от 50-70 Дб
III степень от 70-80 Дб
Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно  самостоятельное накопление минимального речевого запаса.
II.Существуют разные способы определения глухоты (снижения слуха).
1.   Исследование слуха речью
Применяется шёпотная и громкая речь. Исследование слуха речью производится для каждого уха отдельно, одно ухо заглушается (шёпотом при расстоянии 6-20 м, громкая речь 60-100 м)
2.   Исследование речи камертонами
Камертон ударяют о какой-либо предмет и затем приближают к уху.
3.   Самое  распостранённое  исследование слуха – аудиометром.
Результат    аудиограмма:
у глухих учащихся по восприятию частот в Гц;
у слабослышащих потеря слуха в Дб.
4.   Исследование слуха при помощи игрушек (музыкальных)
Это сложный способ исследования.
III.Существует много причин потери  и снижения слуха:
1.   Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус)
2.   Токсикозы беременности
3.   Асфиксия
4.   Внутричерепная родовая травма
5.   Гипербилирубинемия
6.   Гемолитическая болезнь новорождённого
7.   Масса тела при рождении менее 1,5 кг
8.   Недоношенность
9.   Ототоксические препараты, фуросемид, аспирин, хинин, назначаемые ребёнку и принимаемые матерью во время беременности
10.                    Острые гнойные отиты (заболевание наружного уха, серная пробка). Отит даёт среднее снижение слуха.
11.                    Заболевания внутреннего уха (аномалии развития)
12.                    Заболевания слухового нерва (неврит)
13.                    Менингококовая инфенкция- это заболевание даёт наибольшее снижение слуха.
IV. Развитие речи учащихся с недостатками слуха зависит от четырёх факторов. (автор Боскис)
1.   Степень нарушения слуха
2.   Время возникновения слухового дефекта
А)потеря слуха в 1,5-2 года речи нет, она ещё не сформирована;
Б)в 4-5 лет потеря слуха, то речь сохраняется на один год, а затем она затухает, если не заниматься.
В)в 7-11 лет потеря слуха, речь сохраняется, но в 13-17 лет речь,  становится мало эмоциональной, безударной, монотонной.
3.   Педагогические условия развития ребёнка.
Чем раньше заметят дефект слуха, тем больше  возможностей  для его коррекции.
4.   Индивидуальные особенности учащихся.
Зрительное внимание и память способствуют компенсации слухового дефекта и развития речи. Подвижность мыслительных процессов, активность личности играют роль в овладении речью.
Формирование речи у глухих детей основывается на использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Только с помощью сурдопедагога возможно активное привлечение зрительного и слухового( с использованием звукоусиливающего аппарата)восприятия, тактильно-вибрационной чувствительности и киностетических ощущений. Использование  письменной и дактильной речи способствует накоплению словарного запаса.
Формирование произношения основывается на концентрическом, полисенсорном, аналитико-синтетическом методе.
Если ребёнок недостаточно подготовлен к школе и поступает в приготовительный класс, то обучение начинается с 17 основных фонем, которые имеют отличительную артикуляцию (а,о,у,э,и,п,т,к,ф,с,ш,х,в,м,р,е,н), а затем продолжается работа над остальными фонемами.
Если у ребёнка нет этих звуков, то надо их ставить. Существует несколько способов постановки звуков:
I.                  По подражанию
Педагог показывает правильное произношение звука перед  зеркалом
II.               Механический
Используются шпатель, зонды.
III.Смешанный.
Используются все виды постановки.
Необходима постановка заново (если нет звука или грубый дефект).
Автоматизация  ( в слоге, слове, фразе)
Дифференциация п-б, т-д, в-ф, ц-т, ч-ш и т.д.
Грубыми дефектами считаются: сонантность , открытая и закрытая гнусавость звуков. Эти дефекты  сильно влияют на внятность речи.
Формирование произношения  у глухих учащихся осуществляется в условиях ограниченной информации о фонетических элементах речи. В процессе обучения учитель опирается на функции зрительного, кожного и двигательного анализаторов, особенно имеет значение остаточного слуха. Чем больше остаток слуха, тем естественней звучит его устная речь, тем легче он усваивает различные её элементы.
Правильное воспроизведение слова предполагает, что произносится слитно,  без призвуков, с соблюдением правил орфоэпии.
Для работы над звуками существует артикуляционная гимнастика. Для постановки звука и знание о звуке имеются профили звуков. Для проведения фонетической ритмики, существуют движения для каждого звука.
Знакомство со звуком происходит обязательно первоначально в слове, например: МАМА, затем членится на слоги МА-МА и звуки М-А. а затем снова в слове ,т.е. аналитико-синтетический метод, а именно  слово-слог-звук-слог-слово.
Специальные занятия по чтению с губ, строятся на материале разговорной речи, с которой хорошо знаком учащийся из повседневного общения.
Для стимулирования в процессе чтения с губ, должны браться знакомые темы. (класс, столовая, семья, погода).
Фразы должны браться не только в логической последовательности, но и вразбивку. Важно также , чтобы на специальных занятиях дети практиковались чтению с губ у разных лиц.
Важная задача стоит перед воспитателями; развитие разговорно-обиходной речи. Это речь должна быть хорошо развита, т.к. необходима в повседневной жизни. Речь должна носить постоянный характер, а не эпизодический. Речь сопровождает все виды работ в естественных ситуациях: столовая, спальня, прогулка, бытовой труд, игры, учебная деятельность, экскурсии и другое. Эти виды работ повторяются из года в год, тем самым обогащая и расширяя словарный запас детей. Поэтому желательно, чтобы были словари и таблички пот темам. Использовать разнообразные занятия в виде игры и беседы. Необходимы диалоги между учителем и учеником, между учениками.
Речь должна войти в жизнь ребёнка с нарушением слуха и стать для него потребностью. 

1 комментарий:

  1. нужный и полезный материал не только для родителей но и для всех специалистов. работающих с такими детками

    ОтветитьУдалить

Международный день жестовых языков.

  Международный день жестовых языков.   В мире 23 сентября отмечался Международный ден...