воскресенье, 12 мая 2024 г.

Влияние нарушения слуха на психофизическое развитие ребенка.

 

Влияние нарушения слуха на психофизическое развитие ребенка.

Исследования, направленные на изучение детей с нарушением слуха, свидетельствуют о том, что наряду с первичным недостатком, связанным с нарушением функционирования слухового анализатора, отмечаются особенности не только в речевом развитии, но и в области всей познавательной деятельности и в физическом развитии. Следовательно, ребёнок с нарушением слуха с рождения (если нарушение является внутриутробным) или же с первых месяцев жизни (если нарушение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития.

У детей с нарушением слуха развитие внимания проходит в иных условиях, чем у слышащих. У детей с нарушением слуха отсутствует сосредоточение на голосе взрослого, что свидетельствует о нарушении в развитии слухового внимания. Из-за более позднего овладения движением головы и, как следствие, нарушением зрительно-слухового поиска, единственным объектом внимания ребенка является только тот объект, который находится непосредственно в поле его зрения, которое оказывается достаточно суженным. Как показано в исследованиях Г.В. Трофимовой, у детей с нарушением слуха по сравнению с нормально слышащими задерживается развитие локомоторных и статических функций, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, сужает "ближнее" пространство, доступное органам чувств ребенка. Задержка своевременного физического развития ведет к задержке в овладении двигательными функциями, начиная с младенческого возраста. Большинству детей с нарушением слуха свойственна неловкость, замедленность двигательных реакций, затруднение в переключении с одного движения на другое, трудности ориентировки в пространстве, недостаточно дифференцированными являются мелкие движения пальцев, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики. Все это ведет к задержке действия с предметами: характер движения руки ребенка хаотичный, предмет случайно попадает в зону его действия; формирование акта хватания и удержания предмета задерживается.

Следствием отставания в двигательном развитии является своеобразие развития кинестетических и статических ощущениях. Хотя при потере слуха возрастает роль кинестетической чувствительности, так как она в известных пределах может заменить слух, однако сама себе потеря слуха создает более сложные условия для развития кинестетических ощущений. Наиболее слабо развит этот вид восприятия у детей с нарушением слуха раннего возраста, так как из-за задержки в овладении основными двигательными функциями они не способны фиксировать возникающие у них ощущения, вызванные движением собственного тела. Большое значение для развития кинестетических ощущений имеет слуховой контроль, который сначала в сочетании со зрительным контролем, а затем и без него, помогает выработке четких, плавных, размеренных движений. Постепенно роль слухового

контроля, как и зрительного, сводится до минимума, а анализ качества движений заменяется полностью кинестетическим. Определенную роль в развитии кинестетических ощущений также играет и тактильно-двигательный контроль. Дети при воспроизведении тех или иных движений правильно регулируют напряжение и расслабление своих мышц, что позволяет регулировать степень мышечного напряжения; осознавать возникающие при этом ощущения мышечного усиления: когда необходимо напрячь или, наоборот, расслабить мышцы. Опора на кинестетическую чувствительность помогает ориентироваться в некоторых свойствах ряда объектов: тяжесть предмета по мышечному напряжению (дифференциация легких и тяжелых предметов), упругость (дифференциация мягких и твердых, резиновых и деревянных); по направлению движений: величина, форма и т.д. У детей с нарушением слуха все это в спонтанном развитии не достигает нужного положительного качества, что вызывает необходимость в проведении специальной коррекционной работы.

Статические ощущения возникают при изменении положения тела человека в пространстве: при переходе от покоя к движению, при изменении скорости и направления движения Вестибулярный анализатор обеспечивает равновесие тела в покое и движении за счет рефлекторного сохранения или перераспределения мышечного тонуса во всем теле. Поэтому поражение вестибулярного аппарата и приводит к нарушению способности поддержания равновесия: расстройство в координации движений при ходьбе, беге, шарканье ногами и т. д. Роль вестибулярного аппарата велика и при ориентировке в пространстве. У ребенка с сохранными органами ощущений ориентировка в пространстве осуществляется благодаря взаимодействию зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов. Дети с нарушением слуха испытывают затруднения при передвижении в пространстве, они боятся пространства. В данной ситуации происходит объединение как бы двух взаимосвязанных причин: с одной стороны, нарушение слуха приводит к задержке в овладении двигательными

функциями, а, следовательно, в своевременном познании пространства; с другой стороны, нарушение деятельности вестибулярного аппарата вызывает трудности при ориентировке в пространстве.

Наряду со зрительным восприятием в раннем возрасте интенсивно развивается и слуховое восприятие: ребенок выделяет звуки в той мере, в какой их учет оказывается необходимым для деятельности. Основная же деятельность, связанная с восприятием звуков, – речевое общение. Поэтому в этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух, и к

Взаимодействие ребенка с нарушением слуха с предметным миром задерживается, так как у него позже начинают формироваться двигательные функции, в том числе действия руки. Все это приводит к несвоевременным манипулятивным действиям с предметами и как следствие – задерживается ознакомление ребенка со свойствами предметов, качественно не развиваются разные виды ощущений (кинестетические, статические, осязательные). Анализ хватательных движений свидетельствует об отсутствии четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане и недостаточном участии осязательной чувствительности в восприятии этих свойств. Не происходит развитие зрительно-слуховой ориентации в пространстве и локализации звука на основе слухового восприятия. Более позднее овладение ходьбой ведет к задержке в овладении пространством, в познании окружающего его предметного мира и взаимодействию с ним, в развитии внимания, познавательного интереса.

На протяжении раннего возраста в сенсорном развитии ребенка с нарушением слуха происходят определенные положительные изменения: развивается специфическое манипулирование с предметами, появляются компоненты предметной деятельности; на основе подражания происходит вычленение цвета, формы, величины, пространственных отношений; развиваются соотносящие действия. Однако это развитие идет чрезвычайно медленно и неравномерно и не охватывает всю совокупность развития детей данного возраста. Все эти компоненты развития появляются к концу раннего возраста. У значительной части детей наблюдается очень низкий уровень развития восприятия, некоторые из них не могут действовать по подражанию или же подражают только некоторым действиям с хорошо знакомыми предметами. Действия по образцу практически недоступны детям даже после трех лет.

Таким образом, в развитии ребенка с нарушением слуха отмечаются те же тенденции в появлении новообразований, что и у слышащих. Но это развитие идет чрезвычайно медленно и своеобразно в качественном отношении, так как дефект создает одни затруднения для органического развития, а другие – для культурного. И если, по определению Л. С. Выготского, ребенок с нарушением слуха достигает высокого уровня развития, то это происходит в условиях специального обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международный день жестовых языков.

  Международный день жестовых языков.   В мире 23 сентября отмечался Международный ден...