воскресенье, 7 ноября 2021 г.

Что необходимо знать об указательном жесте у ребёнка.

 

Что необходимо знать об указательном жесте у ребёнка.

  Указательный жест- это один из первых признаков правильной коммуникации. В норме он обычно появляется сам у ребёнка до года, иногда до 1.5 лет. Указательный жест- это способ невербального общения ребенка с окружающим миром. Также существует мнение, что правильный указательный жест- это первая ступенька в развитии речи. Очень часто с указательным жестом приходят первые слоги или просто звуки.

Указательный жест - это способ общения, первый коммуникативный навык, который помогает ребенку выражать свои желания.

При аутизме данный вид коммуникации в большинстве случаев отсутствует, потому что ребёнок избегает общения и не стремится к нему. Это единственная причина, которая может объяснить не формирование УЖ у аутистов.

Бывает так, что у ребёнка не формируется указательный жест, но при этом ребёнок общителен, смотрит на вас с желанием, использует другие жесты для общения, например: кивание и мотание головой. Он понимает вашу мимику и эмоции, корчит рожицы и пытается повторять за вами всё, что вы делаете и показываете ему, то отсутствие указательного жеста абсолютно никак не указывает на аутизм. Это указывает лишь на то, что по каким-то причинам он у ребёнка не сформировался, но если вы покажете ему как надо делать, как показывать пальчиком на интересующий предмет, то с вероятностью в 99% ваш ребёнок научиться ему быстро и возьмёт в оборот этот нужный жест.

Многими психиатрами и дефектологами отмечается, что как только указательный жест появляется у ребёнка, в скором времени и речь начинает развиваться.

Отсутствие указательного жеста может служить вероятным признаком классического аутизма только тогда, когда выполняются все следующие условия:

И только в этом случае и с большой вероятностью родители вправе заподозрить аутизм у своего ребенка и начинать бить тревогу.


Как научить указательному жесту?

  Ребёнка необходимо ставить в такое положение, чтобы у него была потребность использовать УЖ.

  Положите любимую игрушку или вкусняшку на полку повыше, так чтобы было видно, но без вас это нельзя было достать. Ребёнок закономерно подойдёт и станет требовать желаемое.

  Дальше действуем в зависимости от того, может ли он повторять за вами действия. Если малыш может повторять, сами показываете указательным жестом на игрушку и ждёте, пока ребёнок тоже покажет. Показал - тут же поощряем так, как нравится ребёнку: хвалим, гладим, даём вкусняшку и прочее.

  Если ребёнок НЕ может повторить за вами, сами складываем его руку как надо и показываем на желаемую игрушку/вкусняшку. Удерживаем так несколько секунд. После этого немедленно отдаём предмет ребёнку, поощряем и хвалим его.

  В случае, когда вы физически помогаете ребёнку показать УЖ, со временем (через неделю-две от начала тренировок), помогайте уже не сразу, а чуть ждите - так у ребёнка будет шанс попробовать попросить жестом самостоятельно. Также со временем ослабляйте подсказку своими руками.

Очень полезны для формирования указательного жеста будут:

1.     Игры на мелкую моторику, отрабатывающие пинцетный захват.

Это может быть нанизывание бусин или выкладывание их на специальную доску, расстёгивание/застёгивание молний, складывание маленьких мячиков в банку с отверстием в крышке, пальчиковые краски и размазывание пластилина по бумаге - в общем всё, где ребёнок может активно использовать указательный палец.

У особых детей часто слабые руки. Поэтому не забываем о том, что ребёнок-то может и хочет показать, но ему может быть физически трудно это делать из-за слабых рук. Выход один - тренировать руки.

2.     Гаджеты

Ребёнок, сам того не замечая, постоянно будет использовать этот жест. Потом ему будет проще выполнить его в жизни. Однако не забываем, что чрезмерно увлекаться такими играми и заменять ими занятия не стоит.

3.     Книжки с картинками

  При просмотре книжек взрослый показывает пальцем на предметы, персонажей. Через картинки можно показывать рукой ребёнка, складывая её в УЖ. Не забываем озвучивать. Постепенно перестаём помогать ему показывать и ждём инициативы уже со стороны ребёнка. Он потихоньку начинает понимать, что, чтобы родитель озвучил картинку, нужно на неё показать, и начинает самостоятельно использовать жест.

Необходимо помнить, что очень важно не спешить. На усвоение УЖ у разных детей уходит разное время. Один ребёнок достаточно быстро привыкает и справляется за неделю, другому может понадобится месяц и больше. Но и там, и там при целенаправленной работе будет результат!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международный день жестовых языков.

  Международный день жестовых языков.   В мире 23 сентября отмечался Международный ден...