Что необходимо знать об указательном жесте у ребёнка.
Указательный жест- это один из
первых признаков правильной коммуникации. В норме он обычно появляется сам
у ребёнка до года, иногда до 1.5 лет. Указательный жест- это способ
невербального общения ребенка с окружающим миром. Также существует мнение, что
правильный указательный жест- это первая ступенька в развитии речи. Очень часто
с указательным жестом приходят первые слоги или просто звуки.
Указательный жест - это способ общения, первый коммуникативный навык,
который помогает ребенку выражать свои желания.
При аутизме данный вид коммуникации в большинстве случаев отсутствует,
потому что ребёнок избегает общения и не стремится к нему. Это
единственная причина, которая может объяснить не формирование УЖ у аутистов.
Бывает так, что у ребёнка не формируется указательный жест, но при
этом ребёнок общителен, смотрит на вас с желанием, использует другие жесты для
общения, например: кивание и мотание головой. Он понимает вашу мимику и эмоции,
корчит рожицы и пытается повторять за вами всё, что вы делаете и
показываете ему, то отсутствие указательного жеста абсолютно никак не
указывает на аутизм. Это указывает лишь на то, что по каким-то
причинам он у ребёнка не сформировался, но если вы покажете ему как надо
делать, как показывать пальчиком на интересующий предмет, то с вероятностью в
99% ваш ребёнок научиться ему быстро и возьмёт в оборот этот нужный жест.
Многими психиатрами и дефектологами отмечается, что как только указательный
жест появляется у ребёнка, в скором времени и речь начинает развиваться.
Отсутствие указательного жеста может служить вероятным признаком
классического аутизма только тогда, когда выполняются все следующие условия:
- У ребёнка нарушено социальное взаимодействие и коммуникация
- У ребёнка отсутствует воображение
- У ребёнка есть стереотипное поведение
И только в этом случае и с большой вероятностью родители вправе
заподозрить аутизм у своего ребенка и начинать бить тревогу.
Как научить указательному жесту?
Ребёнка необходимо ставить в такое положение, чтобы у него была
потребность использовать УЖ.
Положите любимую игрушку или вкусняшку на
полку повыше, так чтобы было видно, но без вас это нельзя было достать. Ребёнок
закономерно подойдёт и станет требовать желаемое.
Дальше действуем в зависимости от того, может
ли он повторять за вами действия. Если малыш может повторять, сами показываете
указательным жестом на игрушку и ждёте, пока ребёнок тоже покажет. Показал
- тут же поощряем так, как нравится ребёнку: хвалим, гладим, даём вкусняшку и
прочее.
Если ребёнок НЕ может повторить за
вами, сами складываем его руку как надо и показываем на желаемую
игрушку/вкусняшку. Удерживаем так несколько секунд. После этого немедленно
отдаём предмет ребёнку, поощряем и хвалим его.
В случае, когда вы физически помогаете
ребёнку показать УЖ, со временем (через неделю-две от начала тренировок),
помогайте уже не сразу, а чуть ждите - так у ребёнка будет шанс попробовать
попросить жестом самостоятельно. Также со временем ослабляйте подсказку своими
руками.
Очень
полезны для формирования указательного жеста будут:
1. Игры на мелкую моторику,
отрабатывающие пинцетный захват.
Это
может быть нанизывание бусин или выкладывание их на специальную доску,
расстёгивание/застёгивание молний, складывание маленьких мячиков в банку с
отверстием в крышке, пальчиковые краски и размазывание пластилина по бумаге - в
общем всё, где ребёнок может активно использовать указательный палец.
У
особых детей часто слабые руки. Поэтому не забываем о том, что ребёнок-то может
и хочет показать, но ему может быть физически трудно это делать из-за слабых
рук. Выход один - тренировать руки.
2. Гаджеты
Ребёнок,
сам того не замечая, постоянно будет использовать этот жест. Потом ему будет
проще выполнить его в жизни. Однако не забываем, что чрезмерно увлекаться
такими играми и заменять ими занятия не стоит.
3. Книжки с картинками
При просмотре книжек взрослый показывает
пальцем на предметы, персонажей. Через картинки можно показывать рукой ребёнка,
складывая её в УЖ. Не забываем озвучивать. Постепенно перестаём помогать ему
показывать и ждём инициативы уже со стороны ребёнка. Он потихоньку начинает понимать,
что, чтобы родитель озвучил картинку, нужно на неё показать, и начинает
самостоятельно использовать жест.
Необходимо
помнить, что очень важно не спешить. На усвоение УЖ у разных детей уходит
разное время. Один ребёнок достаточно быстро привыкает и справляется за неделю,
другому может понадобится месяц и больше. Но и там, и там при целенаправленной
работе будет результат!
Комментариев нет:
Отправить комментарий