РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Для того, чтобы ваш ребенок научился хорошо говорить, он должен хорошо
слышать. В этом ему помогает слуховой аппарат. Но очень важно научить ребенка эффективно
использовать его возможность слышать в СА. Для этого надо:
1.
Чтобы ребенок носил СА постоянно в течение
всего дня.
2.
Вызывать у ребенка интерес к звукам.
3.
Развить у него желание прислушиваться к
разным звукам, голосу.
4.
Развить у него желание пользоваться
голосом и речью для общения.
5.
Помочь ему научиться понимать слова и
говорить.
Для достижения этих
целей:
1.
Чтобы научиться слышать понимать речь и
говорить ребенок должен носить слуховой аппарат каждый день и в течение всего
дня.
2.
Учите ребёнка правильно пользоваться и
ухаживать за СА. Надевать и снимать аппараты следует в выключенном состоянии.
После того, как выключили аппарат, необходимо вынуть батарейку из
батарейного отсека, в противном случае батарейка быстро сядет. Поскольку дети
часто потеют, СА становится влажным, что бы он долго работал, нужно постоянно
его сушить в специальной сушильной камере для аппаратов или положить на
салфетку. Не забывайте 1-2 раза в неделю чистить ушной вкладыш, т.к. он
забивается серой, что ухудшает звучание СА.
3.
Узнайте у дефектолога, учителя или
воспитателя как Ваш ребёнок слышит в СА. Большинство детей в слуховых аппаратах
слышат все звуки, речи (буквы) на расстоянии более 2-4 м. часть детей с
диагнозом глухота в СА реагируют на низкие и достаточно громкие звуки.
Cупермощные СА усиливают звуки на 40-45 дБ, это позволяет скомпенсировать снижения
слуха у глухих детей до II степени, что позволяет ему научиться понимать
речь слухозрительно. Для того чтобы понять, как ваш ребёнок слышит в СА,
рассмотрите таб. 2.2
Таблица 2.2
500, 1000, 2000, 4000 Гц.
|
Среднее значение
усиления СА
|
Пороги слуха в СА (дБ
нПС)
|
Восприятие разговорной и громкой речи
|
Восприятие шепотной речи
|
16-25 дБ (пограничное снижение слуха)
|
4-10 дБ
|
12-15 дБ (норма)
|
>10м
|
6 м
|
26-40 дБ (I ст. т/у)
|
10-20 дБ
|
16-20 дБ (норма)
|
10м
|
6 м
|
41-55 дБ (II ст. т/у)
|
20-30 дБ
|
21-25 дБ (пограничное)
|
10м
|
6 м
|
56-70 дБ (III ст. т/у)
|
30-40 дБ
|
26-30 дБ (I ст. т/у)
|
6-3м
|
2 м
|
90.
дБ (IV ст. т/у)
|
40-45 дБ
|
31-45 дБ (I - II ст.
т/у)
|
6-3м
|
2 м
|
>91 дБ (глухота)
|
>46 дБ
|
45-55 дБ (II ст. т/у)
|
3м – у уха
|
Нет – у уха
|
Пороги слуха, которые могут быть достигнуты при адекватном
слухопротезировании у детей с разной степенью снижения слуха и восприятие
звуков
Из таб. 2.2 видно, что современные СА детей со II, III, IV степенью
тугоухости можно научить реагировать на окружающие звуки и речь, научить
узнавать свое имя, отдельные слова и предложения, слышать даже шепотную речь.
4.
Для восприятия звуков необходимо
обеспечить хорошие условия, поскольку детям даже в хороших СА трудно учиться
слушать в шумных помещениях. Дома не оставляйте телевизор постоянно работающим,
он затрудняет спонтанное восприятие звуков и речи ребёнком.
5.
Не закрывайте лицо, когда вы
разговариваете с ребёнком, при обычном общении. Говорите естественно, внятно не
быстро (но не по слогам и не по словам) не кричите. Говоря что-то, привлекайте
внимание ребёнка, повторите предложение, если он не понял, делайте паузы между
своими репликами. Если ребёнок умеет читать, и он не узнал слово или фразу на
слух, можно написать это слово или фразу и дать прочитать ребёнку, а потом
снова повторить. Используйте естественные жесты, когда говорите, если надо
объяснить ребёнку значение нового слова. Только потом повторите это слово без
жестов.
6.
Необходимо дать возможность ребёнку
слушать разные неречевые и речевые звуки, сравнивать их, запоминать.
7.
Привлекайте внимание ребёнка к разным
окружающим звукам, проявляете живой интерес к ним, объясняйте что звучало
(звенело, гремело, стучало, шуршало и т.д.), как звучало и как называется.
Научите ребёнка искать звуки. Если есть возможность, повторите этот звук, дайте
ребёнку повторить, пусть ребёнок назовет что это и как звучит. Пример: звонит
телефон: «Слышишь? Слушай, что это? Что звонит, знаешь? Телефон звонит,
где телефон? Найди телефон. Как звонит телефон? Телефон звонит громко/тихо».
8.
Постоянно разговаривайте с ребёнком.
Комментируйте свои и его действия, интересуйтесь, что ребёнок делал в школе,
что ел на обед, как прошел день, чего нового он узнал сегодня.
9.
Помогайте ребёнку составлять фразы,
задавайте наводящие вопросы.
10.
Создавайте ситуации, когда от ребёнка
требуется что-то сказать, не поворачивайтесь, пока он Вас не позовет по имени,
голосом, не помогайте, пока он не попросит устно.
11.
В процесс развития и воспитания
необходимо, что бы были привлечены все, кто заботится о ребенке, — братья,
сестры, бабушки, дедушки, сверстники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий